• Иран / Политика

Каспийское море поделили после 22 лет споров

Пять прикаспийских стран после 22 лет споров договорились о статусе Каспийского моря — крупнейшего в мире замкнутого водоема.

Во времена СССР Каспийское море фактически было внутренним водоемом Советского Союза — лишь 13,8% принадлежало Ирану.

После распада СССР число прикаспийских государств увеличилось до пяти — Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркмения. В связи с этим возникла необходимость принятия нового соглашения по правовому статусу водоема.

Каспий делили с тех пор, как развалился СССР. Иран хотел перекроить границы по озерному принципу — все поделить поровну. Остальные настаивали на морском праве: каждому по прибрежному сектору шириной в пару десятков километров, а остальное — общее.

В итоге договорились фактически считать дно морем, а толщу воды — озером. В воскресенье лидеры пяти стран — России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана — соберутся в прибрежном Актау и подпишут конвенцию о правовом статусе спорного водоема.

Единственной страной, которая все эти годы не соглашалась на секторальное деление по принципу моря, был Иран с его скромной береговой линией. При морском делении ему перепадал минимальный участок — чуть больше 10%, причем самый глубоководный, а в озере он мог рассчитывать на пятую часть — 20%.

На богатом нефтью и газом шельфе Каспия, по самым приблизительным прикидкам американской Energy Information Administration (EIA), содержится до 6,5 млрд тонн доказанных и вероятных запасов нефти и газа в нефтяном эквиваленте и в полтора раза больше — прогнозных. По текущим ценам это около 8 триллионов долларов США.

Каждое из прикаспийских государств до сих пор без проблем разрабатывало месторождения, принадлежность которых при любом делении Каспия не вызывала сомнений. Однако перспективные блоки на приграничных участках шельфа вызывали ожесточенные споры.

В конвенции не будут закреплены линии разделения, для этого потребуются отдельные соглашения, но уже двусторонние между странами-соседями по линиям раздела. Между несколькими странами они уже заключены. Воздерживался только Иран, но теперь он фактически подписался под общими правилами.

Ранее весь правовой режим на Каспии определялся Гулистанским и Туркманчайским мирными договорами (подписанными Россией и Персией по итогам двух русско-иранских войн XIX века — прим. перев.). Эти два соглашения лишали Иран права держать на Каспии военно-морские силы, однако в них ничего не говорилось о разделении прав двух государств на поверхность моря или на его дно. Но после этих двух соглашений, которые затрагивали вопросы водопользования Каспия, появились еще два других, подписанных уже Ираном и Советской Россией, позднее СССР, которые и по настоящий момент сохраняют свою юридическую силу относительно правового режима Каспия; согласно этим соглашениям, Иран и Советский Союз имели одинаковые и равные права на использование Каспия и его ресурсов.

Далее последовал распад СССР, который, несмотря на ликование по данному поводу западных стран, не дал, однако, таких же поводов радости Ирану, и прежде всего, с точки зрения ситуации на Каспии. Поскольку теперь, по итогам распада Советского Союза, число партнеров Ирана по водопользованию на Каспии и эксплуатации его ресурсов увеличилось. И отныне все прибрежные государства, кто при поддержке Запада, а кто — России, стали каждое предъявлять свои собственные требования, так что в результате права Ирана постепенно сужались. Наконец встал вопрос о пересмотре правового режима на Каспии — и все переговоры по данному поводу проходили так, что для Ирана предполагалось наименьшая доля от благ и ресурсов этого закрытого водного бассейна. А в последние годы все эти переговоры происходили словно бы в тени ядерного соглашения, которое также подписывали, с одной стороны, Иран, а с другой — страны-посредники. И большинство участников этого переговорного процесса стало пребывать в убеждении, что тот успех, с которым завершились ядерные переговоры с Ираном, может также автоматически перейти и на переговоры по проблеме Каспия. Но сейчас, когда США вышли из состава участников ядерного соглашения иранские лидеры увидели угрозу сделке по Каспию, что несколько форсировало их согласие на ранее неприемлемые условия.

По мнению многих экспертов и специалистов по морскому праву и проблемам правового статуса Каспия, чем больше противоречий на Каспии будет разрешаться не политическим, а именно правовым путем, тем надежнее гарантия того, что связи и сотрудничество между странами региона будут более прочными и долговечными.

Поделиться записью:

Читайте также: