• Политика / Саудовская Аравия

DEFENSENEWS: Как Саудовская Аравия будет развивать оборонную промышленность страны?

Весной 2016 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман представил план сокращения зависимости страны от нефти и диверсификации экономики. Цель Saudi Vision 2030, как известно, состоит в том, чтобы сделать Саудовскую Аравию «сердцем арабского и исламского мира, инвестиционным центром и центром, соединяющим три континента».

Среди секторов, занимающих центральное место в Vision 2030, находится и оборона. Саудовская Аравия создала единую зонтичную организацию Saudi Arabian Military Industries (SAMI), которая возглавит усилия в области развития обороны и исследований. Президент компании Андреас Швер дал «Defense News» эксклюзивное интервью о целях SAMI и о том, что это может означать для партнёрства и сотрудничества в области глобальной обороны.

— Вы возглавляете Saudi Arabian Military Industries. Я хотел бы, чтобы вы немного рассказали о том, как SAMI появилась и цели этой организации.

— Когда программа Vision 2030 была составлена и определена его королевским высочеством, с самого начала стало очевидно, что оборонная промышленность будет играть важную роль в достижении этих глобальных целей. Таким образом, оборонная промышленность является одной из основных целей программы Vision 2030. Они создали команду для определения того, как и какой тип оборонной промышленности должен быть создан. Они рассмотрели некоторые страны, которые уже проходят этот процесс — такие страны, как Турция, Южная Корея, Южная Африка и некоторые западные страны. И попытались извлечь уроки из этого процесса.

Очевидно, что есть два варианта: либо пойти по новому пути, либо использовать существующие активы и наращивать их потенциал. Они выбрали первый вариант, с тем, чтобы усовершенствовать возможность внедрения лучших западных практик с самого начала. Это ключевое решение, и они решили создать ядро, которое охватывает все виды деятельности, такие как космическая, наземная, морская и другие деятельности под одной большой зонтичной компанией, чтобы создать некий устойчивый бизнес вместо того, чтобы иметь разные компании меньшего размера.

— Они работают относительно независимо, или это действительно одна структура управления?

— Сама SAMI действует как своего рода активная холдинговая компания. Мы будем работать через четыре бизнес-подразделения. Каждое бизнес-подразделение будет состоять из определенного набора бизнес-единиц. Бизнес-единица — это совместное предприятие с иностранным партнёром, но компания также будет интегрировать существующие активы в королевстве в эту зонтичную среду; активы, которые уже являются совместными предприятиями с иностранными, а также национальные активы, которые будут распределены между различными подразделениями.

— Я знаю, что у вас успешная карьера в оборонных компаниях. Вы были с Rheinmetall, а также работали некоторое время в Airbus. Что вас заинтересовало?

— Это совершенно уникальная возможность в нашем мире создать новую компанию, которая охватывает, опять же, весь портфель продукции, который вы можете себе представить, и вывести её на мировой уровень. Космос, авиация, наземные системы, гидравлическое моделирование, боеприпасы, кораблестроение и всё остальное. Я не думаю, что в мире есть какая-то работа, которая предлагает вам такой широкий портфель мероприятий. Так что это уникально. Это шанс, который выпадает один раз в жизни. И второй аргумент — это фантастически создать компанию. Вы можете применить все свои идеи, всю деятельность, чтобы сформировать то, что в другом случае вы никогда не смогли бы сделать. В большинстве организаций, где распределены почти все элементы, трудно реализовать какие-либо существенные изменения.

— Вы сказали, что цель для SAMI — стать одной из крупнейших 25 оборонных компаний в мире к 2030 году. Как вы собираетесь это сделать?

— Саудовская Аравия имеет третий по величине оборонный бюджет в мире. В течение года он составляет около 70 миллиардов долларов. Кроме того, мы должны смотреть на другие бюджеты для других клиентов на внутреннем рынке. Это Национальная гвардия, Королевская гвардия, Министерство внутренних дел, Комитет национальной безопасности. Существует множество национальных заказчиков оборудования, связанного с безопасностью. Большую часть этих заказов получит SAMI. Таким образом, по объёму и размеру закупок это вполне достижимо, а также существует и экспортный потенциал. Благодаря этому вы можете легко достичь цели, чтобы стать одной из 25 ведущих компаний в мире.

— Пентагон начал работать с Саудовской Аравией по некоторым очень крупным зарубежным военным продажам из Соединённых Штатов, и администрация Трампа очень громко заявила об этом. Как это вписывается в картину?

— Есть много возможностей для партнёрства. Эти [зарубежные военные продажи] будут корректироваться с нашим новым сценарием. Мы будем применять для каждого и любого из этих контрактов 50-процентное правило локализации в соответствии с Vision 2030. И будь то иностранная военная продажа или прямая коммерческая продажа, эти виды покупок будут предлагать для всех местных предприятий большие возможности для роста.

— Так это хорошая возможность? Вы сказали бы, что это позитивно?

— Возможно. Но мы должны достигнуть цели. Мы должны довести производство местного контента с 2 до более 50 процентов от общего объёма, новых закупок и обслуживания, ремонта и капитального ремонта. Цель — 50-процентная локализация.

— Тут есть интересный момент. Саудовская Аравия уже давно озвучивает, как и многие страны Ближнего Востока, стремление к расширению возможностей местных компаний. Вы упомянули о 50-процентной локализации с точки зрения контрактных возможностей, но как еще SAMI может продвигать эти устремления?

— Раньше у нас были классические отношения продавца и покупателя. Саудовская Аравия была классическим покупателем с очень небольшим местным производством. Были совместные с иностранными компаниями проекты и обязательства, но в большинстве случаев они никогда не выполнялись по разным причинам. В новой схеме мы переходим от такого рода отношений к модели партнёрства, в которой иностранный партнёр — в соответствии с их эксклюзивным доступом к рынку Саудовской Аравии — перенесёт все свои технологии, все навыки и знания на оборонный рынок королевства. Эта модель чаще реализуется через совместное предприятие, поэтому мы можем создать местный опыт не только за счёт получения лицензий на производство, но и за счёт областей инженерии, исследований и разработок, чтобы иметь возможность разрабатывать следующее поколение систем вооружений в рамках совместного предприятия в пределах королевства.

— И вы создали совместное предприятие с Boeing. Можно ли его использовать в качестве примера?

— У Саудовской Аравии очень длительные стратегические отношения с Boeing. Это началось много лет назад, и у нас уже есть совместное предприятие в королевстве, где мы проводим серьёзную авиационную деятельность. Наше будущее сотрудничество, очевидно, сосредоточено вокруг этой деятельности и будет расширено по портфелю продуктов Boeing. Boeing является одним из наших самых важных партнёров.

— Какой потенциал Саудовская Аравия имеет с технологический точки зрения и в остальных областях? Королевство созрело для создания военной промышленности?

— Как я упоминал ранее, у нас третий по величине оборонный бюджет в мире. Если сравнить этот бюджет с меньшими бюджетами в других странах, и если вы сравните то, что они достигли с точки зрения локализации, у нас есть все ингредиенты, которые нам нужны, чтобы сделать эту историю успешной. Мы будем вкладывать средства не только в оборонную промышленность, но также активно продвигаемся в системе образования в университетах, в любой области, которая нуждается в поддержке для того, чтобы эта отрасль работала, чтобы поддерживать создание рабочих мест, выполнить цели Vision 2030. Обязательство SAMI состоит в том, чтобы создать более 40 000 прямых рабочих мест и более 100 000 непрямых рабочих мест для достижения цели.

— Есть ли действия, которые могут предпринять Соединенные Штаты и другие союзники, чтобы лучше поддержать Саудовскую Аравию в этой оборонной экспансии?

— Если будет желание, мы хотели бы получить больше доступа к первоклассным технологиям от всех американских партнёров. Очевидно, существуют ограничения от которых мы страдаем. Это один элемент. Так что будьте немного более открытыми.

Во-вторых, экспорт оружия и вооружений был обусловлен программами FMS. В нашей новой конфигурации в Саудовской Аравии мы будем всё больше и больше работать через прямые коммерческие продажи. Почему? Поскольку эта модель обладает большей гибкостью, большими возможностями для последующей деятельности с более эффективным с точки зрения времени способом. И да, компании должны учиться, поскольку они должны изменить менталитет, чтобы создать такой тип коммерческой деятельности и стать коммерческим партнёром на промышленном уровне, а не на политическом или правительственном уровне.

— Им нужно будет убедить Пентагон, потому что есть много случаев, когда Пентагон имеет тенденцию вводить ограничения и хочет контролировать эти отношения.

— Вы абсолютно правы. Это нагрузка на американские компании, и я желаю им всего наилучшего, чтобы преодолеть препятствия. Мы будем обращаться ко многим другим компаниям, которые не ограничены их правительствами. Например, некоторые западноевропейские страны предлагают гораздо больше поддержки в этом отношении, предлагая больше возможностей для компаний в передаче своих идей, технологий в королевство.

— Саудовская Аравия немного преобразовалась с точки зрения военного руководства. В чём суть этих изменений и, если вы не возражаете против моего вопроса, как это повлияет на формирование и рост SAMI?

— Программа Vision 2030 имеет много элементов, так что эта программа преобразования не только для общества, но и для правительственной администрации. И поскольку Вооружённые силы являются частью этого органа управления, они также должны пройти этот процесс трансформации. Это непрерывный процесс. Первые шаги были сделаны. Одним из результатов является создание и запуск нового регулирующего органа, который близок к SAMI. Это централизованный орган для размещения военных закупок, посредничества между местными оборонными фирмами и вооружёнными силами. Он регулирует и контролирует все виды военных и, связанных с обороной или с безопасностью, закупок. Этот орган обеспечит критически необходимый импульс, создаст синергический эффект и позволит нам создать своего рода устойчивый бизнес.

Очевидно, что с такой трансформацией, роли и обязанности административных органов, а также чиновников также должны измениться. И в соответствии с этим некоторые люди должны быть заменены, чтобы полностью поддержать это новое видение и полностью соответствовать нашим целям, и я могу сказать, что у нас есть отношения со всеми заинтересованными сторонами на национальном уровне, и мы с ними являемся партнёрами. Они больше не являются клиентами, мы больше не являемся их поставщиками; мы партнёры.

— Вы упомянули исследования и разработки. В каких областях вы видите наибольший потенциал с точки зрения инвестиций в исследования и разработку продукта?

— Мы сосредоточим внимание на программных технологиях, электронике, космических технологиях, робототехнике, системах лазерного оружия в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но в краткосрочной перспективе мы должны обеспечить базовые потребности.

— Как вы видите то, что Саудовская Аравия как нация нуждается в собственных вооруженных силах с потенциалом глобального экспорта?

— Самое важное и первостепенное значение имеет безопасность страны. Это означает, что да, наш главный приоритет — служить потребностям наших Вооружённых сил, и мы стараемся параллельно удовлетворить потребности наших стратегических партнёров. В большинстве случаев они дополняют друг друга.

— В Объединённых Арабских Эмиратах мы видели много усилий для укрепления обороны. Существует ли сотрудничество между оборонными организациями ОАЭ и Саудовской Аравии?

— Правители ОАЭ и Саудовской Аравии недавно договорились о сильном сотрудничестве в области обороны и оборонной промышленности, поэтому нам очень рекомендуется согласовывать наши идеи и стратегии с партнёрами в ОАЭ. Этот процесс продолжается, но мы уже провели очень плодотворные переговоры, и вскоре, надеюсь, мы будем в состоянии объявить о некоторых больших общих достижениях.

Поделиться записью:

Читайте также: